Духовное наследие австрийского города Зальцбург

Приветствую прекраснейшие из таковых! Прогулка по австрийской площади Хельденплац не заканчивает наш тур по этой стране, так как сейчас мы отправимся в город Зальцбург в Австрии. Прогуляемся, взглянем на архитектуру площадей и собор Св. Руперта, посмотрим пьесу Jedermann. От винта великие странники!

Первый после Вены

Зальцбург, возможно самый знаменитый после Вены город Австрии. Он возник на месте римского поселения, а своё немецкое название получил благодаря крупным залежам поваренной соли в его окрестностях.

Sals — соль. Burg — город

Известный поэт, уроженец Зальцбурга Георг Тракль, ещё в юности прославил родной город поэмой, начинавшейся словами:

Молчаливы площади под солнцем, синевой и золотом облиты...

Четыре площади архиепископа

В Зальцбурге действительно много знаменитых старых площадей. Четыре самых известных расположены вокруг собора Св. Руперта и носят название:

Моцартплац

Резиденцплац

Капительплац

Домплац

Своим существованием они обязаны архиепископу зальцбургскому Вольфу Дитриху фон Райтенау — большому поклоннику барокко.

Будущий епископ вырос в Риме, где стал свидетелем перепланировки города во времена папы Сикста Пятого. Одним из любимых занятий понтифика было планирование городских площадей, и архиепископ зальцбургский в этом отношении стал достойным учеником папы.

Собор Святого Руперта

Свою деятельность в Зальцбурге фон Райтенау начал с того, что решил снести 55 домов эпохи позднего Средневековья. Таким образом он хотел открыть пространство для реконструкции центральной епископской церкви, сгоревшей в 1598 г.

Проект реконструкции заказали итальянскому архитектору Винченцо Скамоцци, ученику великого Андреа Палладио. Первый камень в основание новой церкви был заложен только в 1614 г. при архиепископе Маркусе Ситткусе, преемнике Вольфа Дитриха.

Строительство было поручено тоже итальянцу, Сантино Солари, который основательно изменил проект Скамоцци. В итоге собор Св. Руперта превратился в двухэтажное купольное сооружение с двумя башнями на фасаде, украшенное балюстрадой и скульптурами.

Здание стало первым образцом культового сооружения в стиле итальянского барокко к северу от Альп.

Площадь Домплац

Из площадей близ собора, Домплац — самая маленькая. В плане она представляет собой прямоугольник, в центре которого стоит колонна со статуей Девы Марии.

Стены зданий, окружающих площадь, лишены каких-либо украшений, тем самым основное внимание приходится на фасад собора. Арки портала напоминают кулисы театральной сцены, а фигуры святых кажутся застывшими в движении.

Идея Рейнхарда

Общее впечатление такое, что вы являетесь зрителем некой мистерии, демонстрирующей силу христианского духа. Именно такое чувство испытал драматург Макс Рейнхард, оказавшись на площади в сентябре 1919 г.

У него появилась идея написать пьесу для зальцбургского фестиваля, замысел которого он вынашивал ещё с 1917 г. В этом ему помогали композитор Рихард Штраус и либреттист Хуго фон Гофмансталь. Причём фестиваль был призван стать альтернативой Вагнеровскому в Байрейте. А «своим» композитором провозгласили, естественно, Моцарта.

Пьеса Jedermann

Первый фестиваль в городе с успехом прошёл летом 1920 г. Публике была представлена пьеса «Jedermann» — «Каждый человек» в обработке Х. фон Гофмансталя.

«Каждый человек» — это вольное немецкое переложение английской христианской мистерии начала 16 века. В ней посредством традиционных для жанра аллегорических образов рассказывалось о жизни и смерти некоего богача.

Сюжет мистерии

Во время пиршества главный герой узнаёт, что скоро умрёт, и внезапно понимает — он остался один... Все его прежние друзья и подруги бросают обречённого, и даже большой капитал бедолаге не помогает.

Только его добрые дела и христианская вера — вот что будет спасением перед Божьим престолом. Веря в спасение, дарованное ему Иисусом, герой мистерии сможет спастись от когтей сатаны.

Смерти ему не избежать, но она лишь грань, перейдя которую он попадает в лучший мир

Таков путь Каждого человека, кто твёрд в вере и стремится искупить свои грехи. Смерть Каждого человека — это ещё и освобождение от уз нашего бренного мира. Вот почему путь к могиле ему сопровождает хор ангелов и звон колоколов кафедрального собора...

Успех представления

Премьера «Каждого человека» 22 августа 1920 г. произвела фурор в Зальцбурге. Сценой был деревянный помост перед входом в собор, а публика сидела под открытым небом на площади.

Главную роль исполнял Александр Муасси, а Смерть играл Вернер Краус

С того дня пьеса исполняется на Кафедральной площади города каждое лето. Она пользуется неизменным успехом, не меньшим, чем произведения Моцарта.

Лучшее время для посещения:

Круглый год. Летом особенно много туристов.

Особый интерес представляют:

Экскурсия в музей и сокровищницу собора Св. Руперта. С середины ноября до сочельника продолжается Рождественская ярмарка, где вас ждут масса различных развлечений.

Я думаю, что любителям и знатокам театрального искусства будет интересно внести в свою коллекцию просмотр пьесы. Да и увидеть шедевры архитектуры, будет не лишним))

Благодарю всех за участие в этой прогулке и жду в следующих. Нам предстоит великий тур по городам и площадям всего мира.

А после него мы будем изведывать другие изящные жизненные направления, чтобы ощущение прекрасного не покидало нас никогда.

До новых встреч друзья!

P.S. Низкий поклон и огромная благодарность ТД «Издательство Мир Книги» за возможность подготовить для вас эти экскурсии

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бренд моей жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: